Добавить в избранное
Роберт Родригес

Борис Кауфман

Борис Кауфман – фигура еще более загадочная, чем его братья Дзига Вертов и Михаил Кауфман. До сих пор точно не установлены ни его настоящее имя, ни дата его рождения. Можно только догадываться, что родители назвали его, скорее всего, Борухом или Бером. И есть веские основания полагать, что родился он не в 1906 году (как указано, например, в нашем «Кинословаре»), а раньше – в 1900-м. Просто, чтоб избежать службы в армии, он «убавил» себе несколько лет (так тогда поступали многие).
Однако кардинально решить проблему армейской повинности Борису Кауфману удалось только в 1922-23 годах, когда он по совету отца переехал в Париж. Там Борис поступил в Сорбонну, какое-то время учился, однако в конце концов стал кинематографистом – как и его братья.
Свои первые фильмы (это были короткометражки) он снял в 1928 году. А уже в 1930-м создал вместе с Жаном Виго получасовой фильм «По поводу Ниццы» (1930), ставший вехой в истории кино. Затем Борис снял и три остальных шедевра Виго: «Тарис, чемпион по плаванию» (1931), «Ноль за поведение» (1933) и «Аталанта» (1934). И хотя после смерти Виго в 1934 году Борис больше никогда не встречал по-настоящему «своего» режиссера, он продолжал работать во французском кино, снял около полутора десятков разных картин. В 1939-41 годах он служил во французской кавалерии, а в 1942-м эмигрировал в США. До начала 1950-х он перебивался случайными заработками, работал над научно-популярными и малобюджетными игровыми картинами, а в 1954 году судьба подарила ему еще один шанс: знаменитый режиссер Элиа Казан пригласил его снимать фильм «В порту». Через год и режиссеру, и оператору были присуждены «Оскары», и теперь жить и работать стало намного легче... Борис снял еще две картины Казана, «Куколку» (1956) и «Великолепие в траве» (1961), затем стал оператором нескольких фильмов Сидни Люмета: «Двенадцать разгневанных мужчин» (1957), «Такая женщина», «Из породы беглецов» (оба — 1957), «Долгий день уходит в ночь» (1962), «Ростовщик» (1964), «Прощай, Браверман» (1967), «Группа» (1966). Кроме того, он сотрудничал с Джоржем Роем Хиллом («Мир Генри Ориента», 1964), Жюлем Дассеном («Начеку», 1968), Отто Премингером («Скажи, что ты любишь меня, Джуни Мун», 1970). Однако счастливый «постоскаровский» период продлился недолго: уже с середины 1960-х Бориса звали на съемки все реже и неохотнее — почему-то считалось, что он не умеет работать в цветном кино. Поэтому, хотя хронологически последний фильм Бориса Кауфмана датирован 1970 годом, принципиально последней его картиной стала опять-таки черно-белая короткометражка «Фильм» (1965) Сэмуэля Беккета (в которой одну из своих последних ролей сыграл Бастер Китон).
В 1980 году Борис Кауфман умер. Три великих брата воссоединились навсегда…

Источник: www.cinefantom.ru
   
© 2007