Добавить в избранное
Роберт Родригес

От заката до рассвета (From Dusk Till Dawn) рецензия к фильму

С фильмом стоит ознакомиться хотя бы ради его последнего кадра. Когда камера постепенно «отъезжает», имея при этом в фокусе кабак «Классные титьки», в котором разворачивается действо. Отъезжает все дальше и дальше, и тут глазу порядком удивленного зрителя открывается громадный котлован. Оказывается, «Титьки» стояли на самом обрыве. При этом сам кабак был только вершиной более масштабного строения (чего именно — не скажу). Что значит этот символ, да и символ ли это, для меня так и осталось неясным. Однако впечатление производит. Сильное впечатление, скрашивающее последние полчаса фильма.

Автором сценария «От заката до рассвета» помечен Квентин Тарантино. Говорят, это его ранний рассказ, который пролежал на полке лет пять. Однако лично у меня возникло ощущение, что при написании этого произведения за плечом у автора постоянно стоял Родригес и гундел, не давал расслабиться ни на секунду. Потому что все те невероятные залепухи с мировой нечистью, ради которых фильм в итоге и снялся, мы увидим впоследствии в «Факультете», где Тарантино уже не наблюдалось. «От заката до рассвета» представляет собой компромисс между кино Тарантино и творческой манерой Родригеса. Первая (слава Богу, большая) часть фильма — это почти хрестоматийный Тарантино, прекрасный образчик «черного детектива», в котором многовато крови и маловато мысли, но есть полнокровная жизнь и есть диалоги, за которыми следишь, затаив дыхание. Во второй части (последние полчаса) Тарантино умолкает и вступает Родригес с подчиненными ему вампирами и летучими мышами. И начинается светопреставление, в котором смысла еще меньше, чем художественного вкуса.

В «Факультете» нечисть развернется уже на полную мощь, а в «От заката до рассвета» Родригес, видимо, еще не настолько заматерел, чтобы снимать то, что ему нравится. Хотя все присущие ему приемчики построения сюжета и здесь уже налицо. Судьба героев решается в месте, строго ограниченном, из которого до поры до времени нет выхода. Герои окружены сугубо инородной средой, которая стремится их поглотить. Герои этому сопротивляются, однако в неравной борьбе теряют одного бойца за другим, причем ушедшие товарищи тут же становятся врагами, пополняя ряды нечисти. Словом, все то же, только обертка другая. То бишь — визуальный фон иной.

Сцены борьбы с вампирами сняты потрясающе с точки зрения любителей спецэффектов. Да и вообще, как обычно, камера у Родригеса работает фантастически, превращая любое зрелище в то, что требуется по замыслу режиссера. Вечеринка в кабаке для дальнобойщиков и рокеров с невероятной легкостью трансформируется в кровавый шабаш, и перемена декораций имеет чисто формальный характер. Но все мастерство режиссера не способно убить идиотизм происходящего, отчего возникает впечатление, что над нами просто издеваются, предлагая нечто совершенно бессмысленное под маркой «самого стильного кино десятилетия». Ведь на самом деле куда более стильным оно могло бы получиться, если бы не была грубо прервана классная криминальная линия о двух грабителях, очистивших банк, убивших кучу народа и стремящихся в Мексику, чтобы заполучить красивую жизнь. С прекрасной игрой Клуни и громадным потенциалом Харви Кейтеля, из роли которого (отставной пастор в руках отпетых преступников) можно было бы сотворить нечто экзистенциальное, «От заката до рассвета» мог бы получиться чем-то настолько же значительным, что и «Криминальное чтиво». На деле же получился фильм, который, подобно действующим в нем вампирам, сосет соки из репутации и славы «Криминального чтива» и «Бешеных псов».



Источник: www.kino.orc.ru
   
© 2007